Все новости от PedigreeВсе новости от Pedigree®! 

Вернуться к списку новостей  
  • pedigree thumb
     

     Гриценко Владимир Васильевич

    кандидат ветеринарных наук (редакция статьи Карапетьянц Константин Германович)

     Проблеме адаптации собак к жизни в обществе людей и других животных последнее время уделяется много внимания, хотя такое понятие, как социализация собаки, применяется относительно недавно. Специалисты подчеркивают, что общение с собакой и ее восприятие окружающего мира имеют свои особенности на каждом этапе развития животного (подробнее о том, какие стадии роста проходит ваш питомец, вы можете узнать из статьи). Ниже рассматриваются вопросы импринтинга и научения, а также социализации и формирования темперамента и социального поведения собаки.


    Импринтинг и научение

    Ранний послеродовой  период  жизни (особенно у незрелорождающихся животных, к которым относятся и собаки) характеризуется беспомощностью детенышей, зависимостью их от родителей, функциональной незрелостью многих отделов головного мозга и большинства анализаторных систем,  а также большой вероятностью  того, что  в  этот  период  детеныши  будут контактировать с представителями только своего вида (родителями,  братьями и сестрами) и  находиться, как правило, в одном месте. При таких  условиях  в  ранний возрастной период  научение происходит очень специфично:  в форме импринтинга или запечатления.

    Импринтингом в зоопсихологии принято считать специфическую  форму научения  у высших позвоночных,  при которой фиксируются отличительные признаки объектов,  некоторых поведенческих актов, родительских особей (выступающих  одновременно  как  носители  типичных  признаков  вида), братьев и сестер, пищевых объектов  и др.

    Характерными особенностями импринтинга, отличающими его от других форм научения, являются преимущественное проявление его на ранних этапах постнатального (послеродового) развития,  возможностью  его  осуществления лишь в  течение  ограниченных  периодов  (называемом  чувствительными), чрезвычайно  быстрое  осуществление  научения, относительная необратимость результатов и значительное влияние, оказываемое  импринтингом  на  последующее поведение собаки.

    Впервые явление  импринтинга  было  открыто  и изучено на птицах (особенно известны работы К.  Лоренца и его школы).  Однако импринтинг свойственен и млекопитающим,  но у них он более растянут во времени и сглажен в своем проявлении. Так, например В.А. Трошихин и Л.Н. Козлова обнаружили у щенков собаки в первые дни их жизни образование  условных реакций на запаховые раздражители.  При этом была отмечена быстрота их выработки, трудность угашения и легкость восстановления, что позволяет рассматривать их как запечатление.

    Принимая во внимание этологические особенности импринтинга, можно выделить следующие его виды: социальный, экологический, пищевой и инструментальный.

    Социальный импринтинг  направлен  на формирование внутривидовых и межвидовых взаимодействий.  К социальному импринтингу относят детский, родительский, половой и видовой.

    Ярко проявился социальный импринтинг у собак в ходе следующего опыты. После  содержания  щенков  с  котятами  под  кошкой  в  период с 25-дневного до 16-недельного возраста,  щенки в тесте "реакции на зеркало", обнаружив  собственное  отражение,  реагировали  на него гораздо слабее и непродолжительнее, чем обычные щенки. То есть образ социальных партнеров щенков,  выращенных кошкой, уже сформировался и был "кошачьим". Общаясь со щенками своей породы,  "кошачьи пасынки",  отличались пассивно-оборонительным поведением и сниженным игровым рефлексом. Авторы эксперимента считают,  что чувствительный  период  социализации (возможность  установления социальных контактов), определяющий дальнейшее поведение щенков по отношению к партнерам, приходится  на  возраст от 3,5 до 16 недель. В данном примере щенки, во-первых, запомнили и научились отличать своих родителей и животных своего вида, с которыми они имеют право контактировать, сотрудничать  и в будущем образовывать стаи. Чуть позже должен наступить и половой импринтинг, который повелевает выбирать полового партнера не похожего на родителей, братьев и сестер, но обязательно одного с ними вида.

    Считается общепринятым, что взаимоотношения человека и собаки строятся на межвидовом импринтинге, хотя правильней говорить – на видовом.

    Экологический импринтинг обуславливает  запечатление основных признаков экологической  ниши  животного  (местность вокруг логова и среда его обитания),  к существованию в  которой этот вид подготовлен филогенетически.

    Посредством пищевого импринтинга молодое животное получает информацию о существовании в данной экологической нише пищи и о методах ее добывания.

    Менее изучен инструментальный импринтинг,  к которому можно отнести обучение особенностям подниматься на ноги, стоять и передвигаться новорожденных животных, некоторые пантомимические движения и другие двигательные реакции,  освоенные в чувствительный период.  Инструментальный импринтинг характеризуется быстрым процессом выработки каких-либо двигательных реакций, которые стабилизируются после небольшого числа сочетаний действия раздражителя и подкрепления.

    Данные, полученные рядом исследователей (Н.М. Вавилова, Р.Г. Зевальд,  В.А.  Трошихин), свидетельствуют о наличии в раннем онтогенезе незрелорождающихся животных, коими являются и собаки, периода,  наиболее благоприятного для приобретения  новых положительных временных связей.  Было обнаружено, что в возрасте от 1.5 до 4 месяцев щенки собак приобретают моторные  навыки более быстро,  чем  животные младшие и старшие по возрасту.  Общее число предъявлений условного сигнала,  необходимое для выработки реакции у животных старше 4-х месяцев, было,  как правило, в два раза большим, чем у животных в оптимальный период.

    Суммируя многочисленные данные, реально предположить, что детский импринтинг заканчивается у щенков собак к 1,5-2-месячному  возрасту, "социальное" и половое запечатление, вероятно, продолжается до 3-5 месяцев,  но у некоторых собак может завершаться и  позже.  Максимальное выражение пищевого  импринтирования наблюдается в 3-4 месяца,  а затем постепенно снижается. Чувствительный период к инструментальному научению у собак максимально выражен в возрасте от 2 до 4 месяцев, а заканчивается к шести.  Экологический импринтинг, по всей видимости, завершается к 6-10 месяцам.

    С информационной точки зрения,  чувствительные периоды, обеспечивающие получение необходимой информации  и  освоение  инструментальных действий,  заканчиваются тогда, когда накоплено минимально необходимое количество информации, обеспечивающее выживание организма в данных условиях существования. С учетом физиологии высшей нервной деятельности, оказывается,  что завершение формирования свойств центральной  нервной системы  как раз и наступает к 6-10 месяцам жизни щенка.

    В связи с этим, если тот или иной вид запечатления произошел, соответствующий чувствительный период заканчивается и становится практически невозможным изменить его последствия.  По окончании чувствительного периода новая информация,  даже сверхзначимая, не оказывает влияния на развитие собаки.


    Ранняя сенсорная депривация

    Невозможность осуществления адекватного вида животного импринтинга приводит к ранней сенсорной депривации (депривация - лишение, отсутствие чего-либо),  вызывающей часто необратимые изменения структурной и функциональной организации центральной нервной системы и ее анализаторов.

    Принято различать три вида условий содержания животных.  Обедненные условия  содержания  (обедненная среда) - когда сенсорные воздействия внешней среды или контакты с особями своего вида ограничены  (содержание в условиях замкнутой территории с ограниченным притоком новых раздражителей).  Нормальными или обычными условиями  содержания  (нормальная среда), называют условия, максимально соответствующие экологическим особенностям вида или тем условиям,  где животным предстоит существовать. Под обогащенными условиями содержания (обогащенная среда), подразумевают дополнительное наличие контактов с особями своего и других видов,  различных игровых предметов,  регулярную смену мест прогулок, проведение игровых и специальных занятий.

    Содержание молодых животных в обедненной среде, а к ней относятся, вольер или тесная квартира:

    • вызывает морфологические изменения центральной нервной системы,  которые выражаются  в  уменьшении  объема серого вещества мозга по сравнению с животными, содержащимися в обычных условиях (у животных,  выращенных в обогащенной среде, отмечается увеличение тела нервных клеток, количества дендритных шипиков и синапсов, новых отростков аксонов и увеличение диаметра капилляров мозга);
    • тормозит формирование (созревание) анализаторов,  что в дальнейшем приводит к ухудшению научения с их использованием;
    • способствует сохранению рефлекса настороженности,  характерного для молодых животных (если этот рефлекс не исчезает в раннем детстве, он может сохраниться на всю жизнь);
    • приводит к замедлению угасания ориентировочно-исследовательского поведения и привыкания к новой обстановке;
    • вызывает ухудшение сенсорно-моторной координации животных,  что в дальнейшем выражается в трудности освоения двигательных навыков;
    • вызывает активацию нервных образований отрицательного  подкрепления,  в результате чего животные стремятся исключить возможность получения отрицательного подкрепления даже за счет отказа  от  получения положительного;
    • снижает стрессоустойчивость и ухудшает  состояние  конституционального (естественного) иммунитета.

    Комплексное негативное влияние ранней сенсорной депривации в итоге отрицательно сказывается на процессе более совершенных форм научения.  Так, например, выращивание щенков в условиях социальной депривации (изолированно) до 9-12 месяцев вызывает у них значительные  отклонения  в пищедобывающей,  ориентировочно-исследовательской,  агрессивно-оборонительной, половой и социальной формах деятельности.  Несложная дрессировка щенка (тренировка торможения) на 4-6-й; 8-10-й и 16-18-й неделях жизни показали, что в будущем лучше обучаются те животные, у которых тренировку начинали в более ранний период.


    Социализация щенка. Формирование темперамента и социального поведения

    В основе развития поведения лежит созревание и совершенствование нервной системы. Однако оно контролируется факторами окружающей среды и деятельностью самого организма.

    По мнению многих ученых, развитие нервной системы щенка происходит периодично. Существует несколько подходов к периодизации ее развития, но наиболее распространенной является следующая классификация, основывающаяся на психофизиологических особенностях: неонатальная (0 - 14 дней), переходная (14 - 21 дней, начиная с момента открытия глаз до начала работы слухового анализатора),  стадия социализации (21-70 дней) и ювенильная стадия (от 70 дней и старше). Начало и окончание этих периодов достаточно относительны.

    Учитывая зоопсихологические особенности поведения, принято выделять несколько фаз развития поведения щенка:

    Идентификационная фаза

    Благодаря видовой идентификации щенок начинает распознавать своих родителей (детский импринтинг), формировать социальные взаимоотношения (социальный импринтинг) и сексуальные взаимоотношения (половой импринтинг). Животное, у которого по каким-либо причинам, естественный процесс импринтинга был нарушен, может считать себя представителем другого вида.

    Практика показывает, что к 6-недельному возрасту у щенков уже в основном сформированы социальные и сексуальные предпочтения, изменить которые бывает довольно трудно.

    К окончанию фазы идентификации осуществляется и специальные виды импринтинга (родителей, братьев и сестер, будущих половых партнеров), полнота которых зависит от игровой борьбы среди щенков и так называемых «щенячьих садок». При отсутствии братьев и сестер щенок идентифицирует себя с теми, кто осуществляет заботу и/или играет с ним, это могут быть родители или другие собаки. Такое взаимодействие должно осуществляться, по крайней мере, до 6-й недели. Наличие животных другого вида в течение этого периода не препятствует идентификации с собственным видом.

    Факторы риска:

    Полное отсутствие общения с собаками своей или других пород в период между 3 и 12±5 неделями жизни способствуют идентификации щенка с другими видами животных, с которыми он общался в этот период (в основном люди, иногда кошки, кролики и т.п.) или их суррогатами (заменителями – игрушечное животное, мешок пылесоса и т.п.). Результаты идентификации отличаются устойчивостью и сохраняются иногда на всю жизнь.

    Во взрослом возрасте это приводит:

    • к попытке копуляции с запечатленными объектами и невозможности спаривания с представителями своего вида или породы;
    • к социальному предпочтению запечатленных объектов;
    • к избеганию контактов (трусливое или агрессивное поведение) с представителями собственного вида или породы (включая изображение в зеркале).

    Ограниченное общение с другими собаками в период с 3 до 12±5 недель жизни приводит к нормальной или несколько измененной идентификации в зависимости от обстоятельств:

    • возможно восстановление нормальной идентификации если в 9-и недельном возрасте собака имеет возможность общаться с другими щенками;
    • поведение собаки может быть очень неустойчивым – от социального предпочтения, незаинтересованности в контакте до агрессии по отношению к другим щенкам, несмотря на почти нормальную возможность общения.


    Фаза социализации (социально-доместикационная фаза)

    Особенность собак, заключающаяся в социальном импринтинге – обучение определению, распознанию и запоминанию социальных партнеров – дает возможность взаимодействия с другими видами животных и человеком (если это осуществляется по отношению к человеку, то часто называется социализацией).

    Межвидовая социализация (межвидовое предпочтение, способность общаться с представителями других видов) несколько отличается от идентификации:

    • она легко образуется, но требует постоянного подкрепления (тренировки), иначе угасает;
    • она не распространяется на всех представителей вида, к которому выработано предпочтение – она индивидуальна.

    Можно выделить как бы разновидность межвидовой социализации: «социализация типа» – человек: мужчина, женщина, подросток, ребенок, младенец, черный, белый, с бородой, без породы, в шляпе, в белом фартуке и т.д.).

    Факторы риска:

    Социализация собаки  зависит от наличия контактов с человеком в период между 3 и 12± 2 неделями жизни и должна подкрепляться постоянными контактами с человеком. Ограничение контактов с людьми в этот период способствует развитию настороженности по отношению к человеку или боязни его (как у дикой собаки) и служит основой для формирования нежелательного поведения: трусости, повышенной тревожности, осторожности, фобий по отношению к некоторым типам людей (дети, мужчины и т.д.).

    Занятия по социализации:

    Общение с различными типами людей в период между 3 и 12 ± 2 неделями жизни щенка, облегчает обобщенную социализацию по отношению к человеку.

    Общение с животными других видов и пород способствует выработке межвидовой социализации и снижает возможное агрессивное поведение собак по отношению к этим видам животных.

    Межвидовая социализация снижает какие-либо выраженные социальные предпочтения.

     

    Эмоциональная саморегулирующая (гомеостатическая) фаза

    Сосуществование различных животных в стае требует определенного эмоционального взаимодействия между ними, как между людьми в семье. Эмоциональная адаптация животных друг к другу возможна только через механизмы привыкания (исчезновение реакций). В развитии организма существует специальная чувствительная стадия, в течение которой формируется эмоциональный гомеостаз и его границы. Именно он определяет отдаленные (будущие) возможности животного к привыканию.

    Fox (1975) проводил исследования щенков, помещая их во все более и более обогащенную среду (среда с дополнительными раздражителями) в возрасте 5, 8, 12 и 16-и недельном возрасте. Оказалось, что щенки, выращенные в обедненной (однообразной, лишенной разнообразных стимулов) среде («стимул-слабые» щенки), помещенные впервые в обогащенную среду в возрасте 12 или 16-и недель вели себя трусливо и искали менее обогащенную среду. Щенки, выращенные в условиях обогащенной внешней среды («обогащенные щенки») легко доминировали над «стимул-слабыми» собаками.

    Процесс взаимодействия со стимулами внешнего мира, классифицируемых как известные/неизвестные, необходимые, неприятные или безразличные аналогичен процессу межвидовой социализации. Можно выделить стадию облегченного самопроизвольного (спонтанного) научения, которая начинается с момента начала функционирования сенсорных систем собаки и исследования ею внешних стимулов (3 недели) и заканчивается в тот период, когда развивается страх перед неизвестным (12 ± 2 недель). Эта фаза научения  обладает теми же признаками, что и межвидовая социализация (легкость запоминания, но для закрепления необходимо подкрепление, низкий уровень генерализации (обобщения) и т. д.).

    Приспособление щенка к окружающей среде после отъема от матери 

    Учитывая выше изложенное, адаптивные возможности щенка дают ему возможность быстро освоиться в мире человека без особого напряжения.

    Факторы риска:

    Различия в качестве и количестве стимулов, которые щенок получает в щенячьем возрасте (в среде развития) и с которыми встретится во «взрослой среде» определяет степень риска – не сбалансированность по этим критериям не позволит сформировать достаточный эмоциональный гомеостаз и может быть причиной фобий и повышенной тревожности. Клинические наблюдения показали, что гораздо легче переместиться из среды с высоким  уровнем стимуляции (город) в среду с низким уровнем (сельская местность), чем наоборот. У щенков, выращенных в обедненных условиях, в результате недостатка сенсорной стимуляции могут развиваться компенсанторные реакции – реакции самостимуляции – какое-либо стереотипное поведение      (ловля хвоста, самопогрызание и т.п.).

    Наконец, у щенков, выращенных в обедненной среде, развивается гиперзависимость от биологических или приемных родителей (владельцев и членов их семей).

     

    Фаза раннего научения 

    Это следующий вариант стадии чувствительной к эмоциональному развитию, которая продолжается с 3-х недельного до 12 ± 2 недельного возраста. В фазе раннего научения происходит становление трех поведенческих реакций: опорожнения, пищевого поведения и вокализации.

    Опорожнение

    Рефлекс опорожнения является врожденной реакций и вызывается вылизыванием матерью промежности щенка. Он существует до 2-3-х недельного возраста. С 3-х недельного возраста этот рефлекс исчезает, и щенок начинает самостоятельно контролировать опорожнение. С 8-и недельного возраста щенок начинает опорожняться в определенных местах, обычно в стороне от места отдыха и кормления.

    Факторы риска

    Практический опыт показал, что если щенки ограничены каким-либо одним местом для своих отправлений с момента рождения до 15-и недельного возраста (например, в случае, когда щенка выращивают в квартире и он испражняется на газеты), становится почти невозможным научить их опорожняться на других поверхностях и в других условиях. Такие щенки могут часами гулять на улице и сдерживать свои желания до появления «привилегированного» места.

     

    Вокализация

    Количество и интенсивность вокальных сигналов (вой, лай, скуление), когда щенка помещают одного в неизвестном месте увеличиваются в возрасте от 3-х недель и достигают максимума к возрасте 6-8-и недель, затем уменьшается к 12-и недельному возрасту. Если щенок приобретен в 7 недель и оставлен один на ночь, он будет лаять или скулить. Эти звуки исчезнут сами по себе через несколько дней, в результате того, что щенок постепенно знакомится с новой территорией. Но если обращать внимание на то, что собака лает (приходить к щенку и ругать, брать его в свою комнату и т.п. – что является положительным подкреплением), эта привычка может остаться и усиливаться.

    Свой лай собаки используют не только как сигнал опасности, но и для того, чтобы напугать незнакомцев (территориальная защита) начиная с 11-15-и недельного возраста. Некоторые породы собак более склонны к лаю (хаунды, пудели, йоркширы и т.д.). Лай провоцируется легко.

    Факторы риска

    Общение с людьми и другими животными, использующими при общении вокальные или вербальные сигналы, усиливает вокализацию (имитационное научение), которая может стать чрезмерной.

     

    Игровая борьба и обучение контролировать укусы

    Игровая борьба, которая начинается с 3-х недельного возраста, может сопровождаться значительной болью после того как у щенков прорезываются зубы, особенно когда они кусают друг друга за уши. Укушенный щенок поскуливает или визжит. В случае поединков «один против одного» или «один против двух» щенки часто меняют свои роли: они то нападающие (кусающие), то защищающиеся.

    В играх щенки достаточно быстро формируют связи между силой укуса и вызванной им болью и визгом «противника». Визг и вопли являются в этом случае отрицательным подкреплением, что, таким образом, контролирует и снижает силу укусов.

    В возрасте от 11 до 15-и недель интенсивность игровой борьбы уменьшается, ее агрессивность снижается и становится более управляемой. Поединки становятся значительно ритуализированными, что говорит об образовании устойчивых иерархических отношений.  Агонистическое поведение собак чаще проявляется по отношению к незнакомым животным, и оно более «серьезно», чем игровая борьба.

    Научение контролю агрессивного поведения и укусов – важная часть в общем контроле управления движениями, в том числе над мимическими и пантомимическими реакциями, которые являются распространенной формой коммуникации у животных с высокоразвитыми интеллектуальными способностями.

    Факторы риска

    Если  щенок кусается, а его владельцы не могут доминировать в игровой борьбе и позволяют ему проявлять такое поведение, это в большинстве случаев приводит к:

    • Иерархическому доминированию щенка, что в будущем будет выражаться в агрессивной реакции по отношению к владельцу и неподчинению;
    • Развитию неправильного или неполного контроля над силой укусов, что чревато риском нанесения физических повреждений членам семьи во время игр.


    Познавательно-адаптивная фаза, предваряющая половое созревание 

    Встречаются случаи возникновения фобий (как к людям, так и к собакам) именно в препубертальный период (период непосредственно предшествующий половому созреванию), когда резко снижается возможность общения с собаками и людьми.

    Fox (1978) изучал первичную и вторичную социализации у диких собак и других представителей семейства собачьих, которые выращивались в одинаковых условиях и имели ежедневный контакт с обслуживающим лицом и кратковременные контакты с незнакомыми людьми. Все дикие собаки терпимо относились к обслуживающим их лицам, пока не достигли половой зрелости, после чего стали избегать контактов или относиться к ним менее терпимо. При появлении обслуживающего их человека собаки принимали позу подчинения, в то время как ранее они встречали его более активно: прыгали, облизывали, подталкивали.

    Осторожность по отношению к незнакомцам развивается:

    -очень рано у отдельных видов (с 4-х месяцев у лис);

    -позже у видов со средней общительностью (около 1-о года у шакалов и койотов);

    -и намного позже у более социальных видов, например таких как волки (между 6 и 18-м месяцами) или собаки (бигли, пойнтеры или чихуахуа – между 1 и 2-м годами).

    Молодые собаки нуждаются в непрерывном подкреплении своего социального опыта. Так, например, если  нормально социализированный щенок изолируется от людей и помещается в собачий питомник в период с 3 – 4-х до 6-8-и месячного возраста, он начинает бояться людей, даже ухаживающего за ним человека.

    Факторы риска

    Сенсибилизация (повышение чувствительности) порождает тревожность, осторожность, трусость и развитие фобий. Познавательный процесс вызывает у собаки предупреждение мнимых (суеверных, отсутствующих в действительности) опасностей (ожидание возможной атаки), выражающихся в изменении поведенческих стратегий (появление защитных реакций: побег, агрессия, замирание).

     

    Половое созревание и иерархические отношения

    Собаки – социальные животные, которые нуждаются в группе, живущей по иерархическим законам (это может быть семья-стая). Предполагается, что становление иерархических отношений выражается в нескольких последовательных стадиях: пищевой, территориальной, сексуальной и родительской.

    Факторы риска

    Если молодой собаке не предлагают соответствующее место в иерархической структуре стаи, она занимает его по собственной инициативе и разумению. И занимает высокое место. Часто доминирующее даже по отношению к владельцу, что не облегчает совместную жизнь.

    Психофизиологические стадии развития нервной системы и фазы зоопсихологического развития поведения имеют достаточно размытые границы и значительно перекрываются между собой:

    • Нервно-вегетативная – за 4 недели до рождения до 7 недели после рождения;
    • Импринтинг – идентификация – от 3 до 12-й недели;
    • Родительский, братский и половой импринтинг, закладка внутривидовой социальности, эмоциональное развитие – от 3 до 12-й недели;
    • Социализация, эмоциональное развитие, когнитивное развитие, становление иерархичеких взаимоотношений и территориального поведения – от 5 до 18±10 месяцев.

    Неблагоприятные воздействия на собаку во время каждой стадии чреваты риском извращения взаимоотношений собака - собака или собака - человек. Таким образом, характер собаки можно частично формировать и предсказать, контролируя факторы окружающей среды (условий содержания). Главным фактором, благоприятствующим формированию эмоционально-уравновешенного характера собаки, которая должна жить в тесном контакте с человеком в условиях города, является ее выращивание в обогащенных условиях и активная социализация. Об этом должны заботиться все владельцы собаки,  и, конечно, заводчики. 

     

Если вы хотите задать вопрос нашему специалисту по данной теме, пожалуйста, перейдите по ссылке.


Комментарии: