Карапетьянц Константин Германович
«Игровая дрессировка» все шире используется для формирования поведения как любительских, так и служебных собак. С помощью нее дрессировщики собак расширяют свой технический арсенал, добиваясь еще более эффективных результатов. Однако внедрение достаточно новой для нас техники дрессировки замедляется отсутствием соответствующей литературы и не всегда правильными представлениями об игровой мотивации и игре у отечественных дрессировщиков, традиционно использующих в своей работе пищевую или оборонительную потребности. С учетом этого, в предлагаемой статье планируется дать основные понятия о мотивированном поведении, охарактеризовать игровую потребность и связанные с ней мотивации, разъяснить механизм, в результате которого игровая деятельность становится доминирующей, охарактеризовать разыгрывание и описать основные формы игровых упражнений. Статья будет полезна как для владельцев собак, приступающих к процессу дрессировки, спортсменов, профессиональных кинологов, занимающихся специальной подготовкой собак, так и заводчиков, решающих вопросы первичной социализации щенка.
Функциональное значение игровой деятельности
Игра – сложное, многофункциональное и потому неоднозначное явление. До сих пор не существует единого мнения о природе, содержании и значимость игрового поведения. Большинством исследователей допускается, что игра служит для освоения и совершенствования двигательных актов и социального взаимодействия, которые будут востребованы и реализованы во взрослом состоянии. С помощью игры происходит формирование практически всех сфер поведения, как индивидуального, так и социального. Помимо этого игра служит эффективным средством получения информации об окружающем мире.
По мнению К.Э. Фабри «…игра является по своей сущности развивающейся деятельностью, охватывающей большинство функциональных сфер. При таком понимании игры как развивающейся деятельности достигается синтетический подход к проблеме игровой активности животных, …становится очевидным, что игровая активность наполняет основное содержание процесса развития поведения в ювенильном периоде. Игра представляется не какой-то особой категорией поведения, а совокупностью специфически ювенильных проявлений обычных форм поведения. Иными словами, игра является ювенильной (можно сказать, и «преадультной», т.е. «перед взрослым состоянием») фазой развития поведения в онтогенезе».
Игровая активность, осуществляясь на врождённой, инстинктивной основе, сама служит развитию и обогащению инстинктивных компонентов поведения и содержит элементы как облигатного, так и факультативного научения. По мнению большинства исследователей, значение игрового поведения заключается в следующем: игровая деятельность – форма тренировки и совершенствования двигательного поведения.
При всем многообразии игрового поведения характерным для большинства его форм является наличие большого разнообразия двигательных актов. Локомоторные игры, например, целиком состоят из интенсивных и разнообразных движений. И это дает основания для заключения о тренировочном значении игры – развитии физических способностей и возможностей животного (ловкости, реактивности, силы, быстроты и т.п.). Во время подвижной игры (как своеобразного комплекса физических упражнений) развиваются мышечная, опорно-двигательная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Естественно одновременное совершенствование различных двигательно-сенсорных координаций.
Разыгрывание
Под разыгрыванием понимается такая организация жизнедеятельности собаки, в результате которой происходит замещение естественных для удовлетворения тех или иных потребностей поведенческий актов игровой деятельностью. В процессе разыгрывания мы предлагаем собаке (а иногда и навязываем) новые пути удовлетворения потребностей. Обычно это не представляет особых трудностей, так как в самой игре заложены необходимые для этого предпосылки.
Локомоционные игры для собак, в том числе и при посредстве игровых предметов, прежде всего, удовлетворяют потребность животного в двигательной активности, которая в естественной среде обитания удовлетворялась бы путем длительного передвижения в поисках пищи, в результате погони или борьбы с добычей. Игра как форма общения удовлетворяет зоосоциальные потребности собаки. При этом человек и собака могут исполнять самые разнообразные роли и моделировать самые различные ситуации, в том числе и требующие кооперативных взаимодействий. Предлагая собаке различные игровые предметы, разнообразные игры, меняя при этом игровые ситуации, мы в значительной степени удовлетворяем потребность в новой информации. А любая форма игры является источником мощного и достаточно разнообразного потока сенсорной информации, что позволяет поддерживать необходимый тонус ЦНС и служит причиной совершенствования ее работы и развития. В игровой борьбе с участием игровых предметов и даже в локомоционных играх тренируется механизм удовлетворения крайне важной для хищника потребности в преодолении. Все формы игровой деятельности сопровождаются сильным всплеском положительных эмоций, факт удовлетворения любой потребности также сопровождается положительными эмоциями, что позволяет рассматривать игру и как способ удовлетворения потребности в положительных ощущениях.
Таким образом, в результате разыгрывания игра становится универсальным способом (генерализованным, обобщенным способом) удовлетворения нескольких потребностей, что увеличивает ее значимость для собаки до доминирующей формы поведения.
И более того, хотя игровая деятельность может осуществляться вначале из-за того, что она ведет к подкреплению, со временем она сама по себе может стать подкрепляющей. Другими словами, деятельность может стать независимой по отношению к той потребности, от которой она первоначально зависела. Также известно, что по мере повторяемости формируется потребность (привычка) в определенном способе удовлетворения первичных биологических потребностей или самостоятельная потребность в предметах, функционирующих в качестве средств по отношению к другим биологически значимым предметам.
Таким образом, игровая деятельность приобретает высокую значимость как утилитарное, так и самостоятельное (само для себя) поведение собаки. И на самом деле, правильно разыгранная собака идет к вам для игры и активного общения (чего, собственно, мы и добиваемся в процессе дрессировки собаки), что легко понять по ее поведению.
Особую роль в процессе разыгрывания приобретает игровой предмет. Он даже не столько ценен для собаки, тем, что наделяется ролью «добычи» или является «трофеем», он становится особенно ценным (суперценным!) потому, что при помощи него удовлетворяются различные (не одна!) биологически важные потребности.
Обладание игровым предметом становится «генерализированным положительным подкреплением», точно также как, например, деньги для человека. Обладание игровым предметом гарантирует без всяких исключений удовлетворение нескольких потребностей. Тем более, как доказал П.К. Анохин, подкреплением какому-либо поведению является не столько факт удовлетворения потребности, сколько сигнал о ее удовлетворении. Вот таким сигналом становится в процессе разыгрывания и игрушки для собак. Поэтому игрушку добиваются, ее ищут, преодолевая различные препятствия, ее отвоевывают и ее охраняют. Недаром западные дрессировщики часто называют игровой предмет «фетишем».
Обобщенное подкрепление имеет несколько важных свойств. Так, генерализованные подкрепляющие стимулы остаются эффективными даже при том условии, что первичные подкрепляющие стимулы, на которых они основывались, более не сопровождают их. Наличие (обладание) генерализованным подкрепляющим стимулом может стать самоцелью. Например, для скупого человека деньги могут обладать таким подкрепляющим эффектом, что он будет готов скорее голодать, чем их лишиться.
К тому же, постепенно образуется и закрепляется условно-рефлекторная связь между потребностью и объектом ее удовлетворения. Образуются своеобразные потребностно-целевые комплексы («опредмеченные потребности», по А. Н. Леонтьеву). То есть в процессе разыгрывания игровой предмет участвует в образовании нескольких потребностно-целевых комплексов. Другими словами, при появлении потребности в двигательной активности или положительных ощущениях, по механизму ассоциации память у собак тут же воспроизводит образ средства их удовлетворения – игрушку. Это же касается и других потребностей. Например, часто можно наблюдать, когда хозяин заходит в квартиру или дом, а собака вроде и бросается к нему навстречу, но тут же разворачивается, находит игрушку и только после этого приближается.
Во время разыгрывания формируются не просто некое количество навыков, объединенных в рабочий стереотип и реализуемых в ограниченном периоде времени, формируется специфический образ жизни собаки, охватывающий всю ее возможную жизнедеятельность. Формируется специфическое «мировоззрение» собаки, которое можно назвать жизненным стереотипом. Жизненный стереотип становится своеобразным эквивалентом доминирующей мотивации, заставляющий животное реагировать специфически однообразно на различные факторы внешней среды (раздражители, стимулы, ситуации, информацию).
При этом к известной схеме научения «от знания к умению, от умения к навыку» добавляется новое звено – привычка: знание – умение – навык – привычка. Если навык инициируется внешними по отношению к нему причинами, и служит для удовлетворения лежащих вне его целей, то привычка существует сама для себя.
По современным представлениям привычка – «автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. С формированием потребности связано смещение мотива действия. Если в начале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением потребности мотивом становится сама потребность в выполнении данного действия».
Разыгрывание следует начинать с ограничения или исключения естественных форм удовлетворения описанных выше потребностей. Для этого резко снижают вероятность и продолжительность или вовсе исключают прогулки в стае собак, прогулки «просто так», когда собаке предоставляется возможность делать то, что она хочет, исключают игры со случайными предметами, встречающимися по дороге. Прогулка с собакой происходит только под контролем человека и при участии игрового предмета (или игровых предметов).
Как это ни печально, собаке нельзя приказать играть и невозможно заставить ее быть в радостном настроении. Этого можно добиться, только заразив ее собственным настроением. Не начинайте работу, если у вас плохое настроение, если вы раздражены. Лучше отложите общение с собакой на следующий день.
Приступая к игровым упражнениям, следует соблюдать некоторые условия:
1. Начинает и заканчивает игру дрессировщик (хозяин);
2. Началом игры, приглашением к игре является не вид игрового предмета, а специфический сигнал дрессировщика; например игру начинают после того, как собака посидит, или после голосовой команды и т.п.;
3. Игровые занятия с собакой проводятся в течение суток с перерывами от 30 минут до одного часа;
4. Продолжительность игровых упражнений постепенно увеличивают, но в среднем они должны быть не менее 20 минут;
5. Игру заканчивают до наступления усталости собаки, желательно на пике ее активности;
6. Соблюдают общую тенденцию к увеличению интенсивности игры, однако интенсивные игры с собакой следует перемежать с менее интенсивными;
7. Количество игровых упражнений в течение суток увеличивают постепенно;
8. Между подходами в рамках игрового упражнения принуждают собаку к периоду бездействия;
9. Игровые занятия проводят с максимально разнообразным количеством игровых предметом или предметом – фетишем (предметом, который в будущем будет использован
в качестве подкрепления);
10. Игру прекращают, если собака начинает демонстрировать чрезмерную грубость, возбудимость, неуправляемость или агрессию;
11. Постоянно меняют места и время игровой деятельности, вводят отвлекающие раздражители;
12. Упражнения проводят как под контролем поводка, так и без него;
13. При переходе от одной формы игры к другой ситуацию упрощают;
14. Во время игровых упражнений совершенствуют одно свойство, ставят одну цель;
15. При любых усложнениях требования к собаке на время упрощают;
16. Перед игрой следует убедиться, что собака чувствует себя комфортно, не испытывает боли или каких-либо доминирующих потребностей;
17. Жесткость игр увеличивают постепенно, но избегают причинение собаке боли;
18. Сложные упражнения чередуют простыми;
19. Индивидуальные занятия чередуются групповыми;
20. Игра всегда должна быть радостной для собаки.
Во время разыгрывания увеличивается мотивация собаки к предлагаемой ей деятельности, развивается заинтересованность в обладании игровым предметом и, следовательно, в его поиске, повышается работоспособность (как способность выдерживать продолжительную активность), формируется определенный стереотип поведения, отлаживаются кооперативные взаимоотношения человека и собаки и формируются их положительно эмоциональный уровень.
Игровой реквизит
Выбор игрового предмета определяется целями и задачами, а также этапом дрессировочного процесса и особенностями животного (порода собаки, возраст, пол и т.п.). Но так или иначе, игровые предметы должны быть разнообразны, подходящего размера для манипулирования пастью и не травмоопасны. Желательно, чтобы игрушки не обладали собственным выраженным запахом, легко дезодорировались или были одноразовыми.
При игровой дрессировке собак обычно используют игровые предметы, которые можно разбить на три группы:
1. Фабричные игрушки для собак;
2. Любые бытовые предметы подходящего размера и материала;
3. Игровые предметы, изготовленные владельцем, исходя из выявленных игровых предпочтений собаки.
- Мягкие игрушки. С помощью мягких игрушек можно легко и быстро разыграть молодую собаку. Желательно, чтобы игровая дрессировка щенка начиналась именно с мягких игрушек. Особенно привлекательны набивные игрушки. Они не скользкие, мягкие и достаточно упругие, их легко и удобно держать в пасти. Однако не оставляйте игрушку собаке, она может разорвать ее и наглотаться наполнителя.
- Резиновые игрушки. Для собак производят много подходящих резиновых игрушек, различающихся по величине и форме, мягкости и упругости.
- Матерчатые жгуты. Обычно изготавливаются из плотной ткани. Особенно хороши матерчатые жгуты для игровой борьбы за обладание предметом.
- Матерчатые жгуты с наполнителем (рывковые игрушки). Их обычно изготавливают из плотного материала (обивочный материал, мешковина и т.п.), который сшивают в виде цилиндра. Полость сшитого цилиндра заполняют синтетической ватой или другим наполнителем. Размеры рывковой игрушки составляют от 25 до 50 см в длину и от 3 до 5 см в диаметре.
- Матерчатые лоскуты. Изготавливаются из тех же видов ткани, что и жгуты. Обычно применяются для разыгрывания щенков и на начальных этапах разыгрывания молодых собак.
- Кожаный лоскут. Представляет собой лоскут из мягкой кожи (например, замши) с пришитым к нему ремнем. Замша позволяет молодой собаке смело хватать лоскут без риска поранить ротовую полость. Отличный игровой предмет для борьбы за обладание. Для подросших собак используют мокрый лоскут, от этого он становится скользким. Такой лоскут трудно удержать в пасти, что заставляет собаку бороться более активно и агрессивно.
- Мячи. Теннисные мячи для собак, вероятно, являются игрушкой номер один. Они невелики, упруги, хорошо «убегают» и активно «сопротивляются» зубам собаки. Удобными игрушками являются мячи на шнурках и резинках.
- Пластмассовые бутылки из-под воды являются простыми, но эффективными игрушками.
Разыгрывание щенка: рекомендации для владельцев, тестирование
Во всех случаях дрессировки собак, результаты получают при направленном воспитании животного с самого раннего возраста. Направленное воспитание щенка позволяет развить нужные задатки и предотвратить развитие нежелательного поведения. Считается, что воспитание собаки должно начинаться так рано, насколько это возможно.
Если у вас есть временная возможность курировать помет, начните с хендлинга. Известно, что хендлинг щенков в дальнейшем положительно влияет на адаптацию и дрессировку. Как только щенки прозреют, поместите в загон мягкие игрушки, игровую тряпку.
В возрасте 3 недель щенки должны общаться с человеком как минимум 10 минут в день. Владельцы должны приступить к игровым занятиям с каждым щенком индивидуально.
Начиная с 4-недельного возраста, постепенно увеличивается продолжительность и интенсивность индивидуальных игр. Во время игр вводят посторонние раздражители, например, воспроизводят различные звуки.
С 5-недельного возраста щенков начинают знакомить с различными видами окружающей среды, знакомят с посторонними людьми (различного возраста, пола, одетыми в различную одежду) и другими животными. С каждым щенком индивидуально проводят длительные занятия по игровой борьбе. Начинают игры с забрасыванием различных игровых предметов (теннисные мячи, жгуты, тряпки, пластмассовые бутылки и т.п.) и развивают интерес к их переноске и подноске.
С 6-недельного возраста еще больше увеличивают продолжительность индивидуальных игр и их интенсивность. Щенков постоянно знакомят с новыми ситуациями и предлагают играть в самых разных местах. Интенсифицируют игровую борьбу с преследованием игрушек. Развивают желание к переносу игрушек как индивидуально, так и в составе помета для усиления конкуренции. Продолжают игры с забрасыванием и вводят игры с запрятыванием игровых предметов.
С 7-недельного возраста с щенками проводят длительные и индивидуальные занятия по игровой борьбе, по преследованию и отысканию игровых предметов. Продолжают экологический тренинг.
Впервые тестируют щенков в 2-месячном возрасте. Однако предлагаемый тест можно использовать и для щенков, приобретаемых в более позднем возрасте (Training of Mine Detection Dogs in Bosnia and Herzegovina (NPA Global Training Centre), GICHD, Geneva, December 2004.)
Система оценки игрового поведения щенков представляет собой комплекс игровых упражнений, во время которых и оценивается поведение собаки:
Упражнение 1: Мотивация преследования
Дрессировщик собак или заводчик должен использовать соответствующую возрасту щенка игрушку. Со щенками моложе 4 месяцев используются мягкие игрушки и теннисные мячи. Твердые игрушки используются со щенками, которые уже имеют постоянные зубы (старше 4 месяцев).
Дрессировщик привлекает внимание щенка движущейся игрушкой и недалеко отбрасывает ее (для щенка старше 3-х месяцев) или откатывает игрушку (для щенка моложе 3-х месяцев). Поведение щенка оценивается следующим образом:
- Отлично: щенок бежит к игрушке и немедленно хватает ее.
- Хорошо: Щенок бежит к игрушке и исследует ее, обнюхивая. Щенок берет игрушку в пасть только после повторных бросков.
- Неудовлетворительно: Щенок не бежит к игрушке, не показывает какого-либо интереса к ней.
Упражнение 2: Подноска
После того, как щенок хватает игрушку, дрессировщик побуждает щенка вернуться к нему с игрушкой. Поведение щенка оценивается следующим образом:
- Отлично: щенок немедленно возвращается к дрессировщику и бросает игрушку, чтобы снова начать игру.
- Хорошо: Щенок возвращается, но игрушку не отдает, или возвращается к дрессировщику, но остается вне пределов его досягаемости.
- Неудовлетворительно: Щенок не возвращается к дрессировщику.
Упражнение 3: Настойчивость (упорство)
Дрессировщик наступает на игрушку ногой так, чтобы игрушка была только слегка видима и побуждает щенка найти ее. Поведение щенка оценивается следующим образом:
- Отлично: Щенок пытается достать игрушку лапами (роет), ртом и/или скулит в непосредственной близости от игрушки.
- Хорошо: Щенок пытается вытолкнуть игрушку лапами, подталкивает ее.
- Неудовлетворительно: Щенок быстро оставляет попытки овладеть игрушкой или вообще не пробует этого делать.
Упражнение 4: Способность к борьбе
Дрессировщик использует матерчатый (полотенце) или кожаный лоскут и, возбуждая щенка, побуждает его схватить и тянуть игрушку, пытаясь отобрать ее. Поведение щенка оценивается следующим образом:
- Отлично: Щенок немедленно хватает игрушку и энергично пытается отобрать ее.
- Хорошо: Щенок хватает игрушку только после повторной стимуляции и отпускает ее без натяжения.
- Неудовлетворительно: Щенок хватает игрушку только после неоднократного стимулирования и не пытается за нее бороться.
Упражнение 5: Выраженность собственничества
Дрессировщик позволяет щенку отобрать у него игрушку. Поведение щенка оценивается следующим образом:
- Отлично: при попытках отнять игрушку, щенок удерживает ее в пасти или убегает с игрушкой.
- Хорошо: Щенок убегает с игрушкой, но вскоре бросает ее.
- Неудовлетворительно: Щенок сразу отдает игрушку.
Упражнение 6: Следование за дрессировщиком
Это упражнение проводится, пока возраст собаки не достигнет 3 месяцев. Дрессировщик зовет щенка и отбегает от него. Поведение щенка оценивается следующим образом:
- Отлично: Щенок немедленно начинает следовать за дрессировщиком и продолжает следовать за ним, пока не догонит его.
- Хорошо: Щенок начинает следовать за дрессировщиком, но по пути теряет к нему интерес.
- Неудовлетворительно: Щенок не пытается следовать за дрессировщиком.
Со щенками старше 3-х месяцев это упражнение осуществляют следующим образом: помощник придерживает щенка, в то время как дрессировщик отбегает в сторону. Дрессировщик подзывает щенка, и помощник отпускает его. Поведение щенка оценивается следующим образом:
- Отлично: Щенок бежит на полной скорости к дрессировщику и таранит его, прыгает на него, или по- другому демонстрирует свою привязанность.
- Хорошо: Щенок подбегает к дрессировщику и ищет его внимания.
- Неудовлетворительно: Щенок не следует за дрессировщиком или лениво бежит к нему, отвлекаясь по пути.
При большем количестве отрицательных оценок занятия продолжают в течение месяца и проводят повторный тест. Если при повторном тестировании не достигнуто значительного прогресса, в способностях собаки с точки зрения рабочих качеств следует усомниться.
Помимо игрового тренинга, во время которого формируется устойчивое мотивационное состояние, закладываются основы поиска и работоспособности, а задачами дальнейшего обучения являются социализация собаки, ее послушание, экологическое обучение и физическое развитие.
В 2-3-месячном возрасте со щенком продолжают интенсивную игровую борьбу, «проигрывая» щенку игрушку только при демонстрации им высокой мотивации и интенсивной борьбы. Несколько усложняют игры в забрасывание, при которых щенок должен активно использовать свой нос для поиска игрового предмета. Играют в запрятывание с простым поиском. Интенсивность и продолжительность занятий продолжают увеличивать. Однако при этом не следует перевозбуждать щенка, упражнения должны заканчиваться на пике активности.
В период от 4 до 6-месячного возраста продолжают игровые упражнения, описанные выше, увеличивая их продолжительность и интенсивность. Крайне важно, чтобы щенок во время упражнений не испытывал усталости. Вводятся усложнения при играх с забрасыванием и запрятыванием. Проводят занятия в разнообразных условиях окружающей среды. Приступают к ознакомлению с навыками послушания, используя пищевую и игровую мотивации.
С 6-месячного возраста с собакой можно заниматься по общей методике, однако учитывая при этом особенности щенка и возможности молодого организма.
Игровая дрессировка собак стала в наши дни неотъемлемой частью процесса воспитания питомцев и их дальнейшей подготовки к различным видам служб. Надеемся, что наши публикации позволят вам с большими знаниями и интересом подойти к обучению вашей собаки и получить удовольствие от общения, работы и занятий с ней.